воскресенье, 25 декабря 2011 г.

Экоаспект

Экоаспект
№50
15 декабря 2011 года
Отходы металлургии: почему в Запорожье ценное сырье лишь портит экологию?


 Самый крупный и скандально известный полигон промотходов в Запорожье – это балка Средняя. По разным данным он занимает площадь 220-230 гектаров и тянется почти на пять километров. Более 70-ти лет тут складируют свои промышленные отходы наиболее крупные запорожские металлургические предприятия – «Запорожсталь», «Днепроспецсталь», «Запорожкокс», завод ферросплавов. Точной информации о том, сколько уже накоплено отходов, не смогли сообщить ни в гос­управлении экологической безопасности, ни в экоинспекции, ни в облстатуправлении. А данные, которые удалось найти в справочниках и СМИ, слишком разнятся. Одни источники называют цифру в 150 млн тонн, другие – 300 млн тонн. В любом случае эти залежи впечатляют.
 Скандальную известность полигон приобрел за счет криминальных разборок вокруг добычи металла в отвалах балки. Но такие отходы составляют не более семи-десяти процентов от общей массы. И не о них пойдет речь. В балке Средней также имеется и другое ценное сырье – в частности, доменный шлак, который может широко использоваться в стройиндустрии. А именно – для строительства дорог, обратной засыпки выработанных шахт и пр. Потребность в этих материалах должна быть огромная, особенно учитывая отвратительное состояние наших дорог. Но вот парадокс: реальный спрос на шлак и материалы из него постоянно падает. Причем наименьший интерес к этому сырью проявляют именно в Запорожской области...
 “Дайте нам рынок сбыта, и мы увеличим переработку шлаков!” Примерно такую фразу я услышала
 на большинстве крупных запорожских
 предприятиях-«поставщиках» доменного шлака.
 На трех из их – «Запорожсталь»,
 «Днепроспецсталь» и ферросплавный –
 были запланированы соответствующие мероприятия
 по улучшению использования отходов производства
 в Программе выхода Запорожья из экологического кризиса. Надо отметить, что все они были выполнены.
 Более конкретно о том, какая работа проводится
 по утилизации промотходов,
 в первую очередь по переработке шлаков,
 «МИГу» рассказали запорожские экологи
 и ведущие специалисты предприятий.

 По данным городского управления экобезопасности, в Программу были включены два мероприятия по обращению с отходами: использование шламов станции нейтрализации и повторное использование огнеупорного лома. Переработка шлаков в областную Программу не вошла, но предприятием проводится.
 В 2010 году на «Запорожстали» повторно использованы, в частности, следующие отходы:
 ■ железосодержащие и сырьевые полностью возвращены в производство в количестве 972,6 тыс. тонн;
 ■ огнеупорный лом повторно использован в количестве 11,0 тыс. тонн;
 ■ доменного шлака реализовано 762,8 тыс. тонн.
 Тем не менее, десять лет назад общий объем образованных отходов на комбинате был больше, чем в прошлом году, а вот объем размещенных на полигонах – намного меньше [см. диаграмму].
 Начальник лаборатории охраны окружающей среды ОАО «Запорожсталь» Инна ХОЛИНА:
 – Доменный шлак является побочным продуктом металлургического производства и однозначно вторичным сырьем. Продукция, полученная из доменных шлаков, может быть использована как самостоятельный материал для выполнения общестроительных работ [устройство искусственных оснований под фундаменты зданий и сооружений, балластного слоя дорог, планировки территории, обратной засыпки пазух котлованов и др.], так и в качестве минерального сырья для производства различных строительных материалов [бетонов, цементов, тепло- и звукоизоляционных материалов, асфальтобетонов и др.].
 Примером полноценного использования доменных шлаков как вторичного сырья может служить докризисный 2007 год, когда для потребностей строительной промышленности предприятием было реализовано 1,5 млн. тонн доменного шлака – т.е. практически сто процентов годового образования. Однако уже в 2008 году удалось реализовать лишь один млн тонн шлака. А на сегодняшний день реализация продукции, произведенной из доменного шлака, составляет еще меньше – около 50 процентов от объема его образования. Спрос упал. И что примечательно, именно запорожские предприятия практически вовсе не берут у нас это сырье.
 Отсутствие полного вовлечения доменного шлака в хозяйственную деятельность в стране приводит к необходимости его размещения на полигонах промышленных отходов. За размещение, в соответствии с Налоговым кодексом Украины, оплачивается экологический налог из расчета 11,25 грн/тонну (по состоянию на 2011 г.).
 Для решения замены природных материалов на вторичные материальные ресурсы необходимо участие практически всех веток законодательной и исполнительной власти, соответствующих министерств и ведомств, проектных институтов. Определяющими мероприятиями в данном вопросе должны стать разработка и принятие специальных законопроектов, которые бы регулировали деятельность, связанную с вторичными ресурсами.
 Такой опыт обращения с отходами имеют страны Европы и США. Там проблема дефицита природных ресурсов стимулирует использование вторичных материалов на уровне 65-80 процентов от объемов их образования, а переработка и использование таких ресурсов в 5-15 раз дешевле разработки природных месторождений.
 В США законодательное регулирование вопросов, связанных с использованием вторичного сырья, осуществляется в соответствии с Актом по сохранению ресурсов и извлечению металлов. При этом вторичные ресурсы, используемые в производстве продукции, которая имеет потребительскую стоимость, не считаются отходами и не подпадают под регулирование федерального экологического законодательства.
 В ПРОГРАММЕ запланировано одно мероприятие: создание производства переработки шлака с выделением мелких фракций металла мощностью 605 тысяч тонн в год. Мероприятие было выполнено [срок – 2003 год], затрачено более 5,5 млн грн.
 Инженер по охране окружающей среды предприятия Ирина Плачинта:
 – На ПАО «Днепроспецсталь» в процессе производства образуются 46 видов отходов, в том числе и сталеплавильный шлак, который направляется на полигон промышленных отходов в балку Среднюю.
 В 2010 году здесь было размещено 148,475 тысяч тонн промышленных отходов – электросталеплавильный шлак, огнеупорный лом, шламы, производственный мусор, металлургическая пыль и др. Экологический налог за загрязнение окружающей природной среды за 2010 год для ПАО «Днепроспецсталь» составил 2,982 млн грн, в том числе за размещение отходов – свыше 1,854 млн грн...
 Что касается переработки шлаков, то «Днепроспецсталь», как мне сказали специалисты предприятия, этим уже не занимается. Последние несколько лет установка по переработке шлаков, которая была построена в рамках природоохранной программы, передана сторонним организациям, и что они там производят, сколько сырья перерабатывают, специалистам по охране окружающей среды «Днепроспецстали» не известно.
 КАК ГОВОРИТСЯ, без комментариев...
 Окончание – на 49-й стр.
 Фото Сергея ТОМКО
 В ПРОГРАММЕ запланировано два мероприятия по использованию отходов: строительство участка переработки пыли и шламов, которые улавливаются газоочистками; расширение участка переработки шлаков. Оба выполнены. Потрачено 26,8 млн грн.
 Главный специалист по охране окружающей среды предприятия Леонора ЛИХОБИЦКАЯ:
 – На заводе разработана программа развития шлаковых отвалов, направленная на 100-процентную переработку текущих шлаков и постепенную разработку ранее накопленных. Внедрена безотходная технология выплавки углеродистого ферромарганца из отечественного концентрата с попутным производством предельного шлака. Текущие шлаки железнодорожным транспортом подаются на шлаковые отвалы в балку Среднюю, и там производится их дробление и фракционирование на двух дробильных комплексах [раньше был один комплекс].
 За девять месяцев текущего года на заводе образовалось около 150 тысяч тонн шлаков. Из них десять тысяч тонн (семь процентов от общего объема) возвращены в производство; 93 тысячи тонн (62 процента) переработано в щебень различной фракции и щебень-песок. На эти материалы у нас имеется заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы. Согласно заключению, они могут использоваться в производстве бетонов, строительстве автомобильных дорог и железнодорожных путей, морских и речных причалов, для засыпки карьеров при их рекультивации, как абразивный материал для пескоструйных работ и др.
 Оставшиеся 47 тысяч тонн шлаков (31 процент), которые невозможно переработать в щебень, отправлены на хранение в балку Среднюю. За их размещение предприятие заплатило 530 тысяч гривен [из расчета 11,25 грн за тонну].

 “Да мы вам все запорожские дороги засыплем!”
 НА ПОЛИГОНЕ промотходов в балке Средней ферросплавный завод занимает участок площадью 21,5 га. Он огорожен бетонным забором и находится под круглосуточной охраной. Посторонним сюда вход категорически запрещен, но для «МИГа» сделали исключение.
 ... 8 декабря работа тут кипела во всю: подходили и разгружались вагоны со шлаком и он тут же направлялся на дробильные установки. Одномоментно производился щебень сразу трех фракций – от самого мелкого, почти как песок, до крупного.
 – В среднем ежедневно мы отгружаем 200-300 тонн готовой продукции, – говорит заместитель технического директора завода Игорь Зуев. – Только сегодня загрузили три вагона. Цена более чем скромная – 2,5 грн за тонну. Продукция идет почти во все регионы Украины, кроме... Запорожской области. Именно в Запорожье почему-то она не пользуется спросом. Если будет спрос, то мы уже сейчас почти вдвое сможем увеличить объемы переработки шлаков. Мы, кстати, постепенно и старые накопления начинаем перерабатывать. Тут, образно говоря, на 1000 лет хватит!.. Кстати, уже два или три раза местные власти проводили совещания по поводу того, что следует делать на случай сильных снеговых заносов. Но никто не предложил купить у нас мелкофракционный щебень-песок. Да мы бы им все дороги запорожские могли засыпать! Вон в супермаркете «МЕТРО» продается подобный песок с солью в качестве смеси для отсыпки дорог при гололеде. Стоит маленький пакетик 15 гривен. А у нас тонна 2,5 грн. Бери, добавь немного соли и получишь три вагона ничуть не худшей смеси!
 “Мы бы брали шлаки, да денег нет...”
 КАК СООБЩИЛИ «МИГу» в лаборатории Запорожского облавтодора, в чистом виде шлак они не применяют, только в компоненте с гранитными материалами. Раньше его использовали для укрепления обочин, засыпали в основание при строительстве дорог. Из ферросплавного шлака делали поверхностную обработку для шероховатости дорожного покрытия. Но сегодня никакую продукцию из шлаков наших металлургических предприятий они не применяют. Одна из названных причин – не выгодно, мол...
 Главный инженер ГП «Запорожский облавтодор» Александр ПИКА:
 – Доменный шлак применять проблематично. Тут требуют предоплату, да и цена кусается – в среднем 14,8 грн за куб. А сейчас авансы на эксплуатационное содержание дорог нам не дают.
 Мы занимаемся лишь ямочным и текущим ремонтами, а для такого доменный шлак не годится. Он применим при новом строительстве или капремонте. У нас же ни в прошлом году, ни в этом капремонтов не было. Вот если бы шлак перерабатывали в минеральный порошок, тогда другое дело.  Нам такой порошок нужен для улучшения качества асфальтобетона. Но на запорожских предприятиях установок по переработке шлака в минеральный порошок, насколько я знаю, нет... В чистом виде доменный шлак можно применять только для устройства основания дорог. Если выделят нам деньги на капремонт, мы тоже сможем его брать. Хотя от предприятий нам подобных предложений пока не было. Тут нужно смотреть, провести испытания. Но нам, повторяю, пока никаких предложений по использованию доменного шлака не поступало... 

 ПОДВОДЯ ИТОГ, можно сказать, что запасов ценного сырья из отходов металлургического производства  у нас более чем достаточно. Это с одной стороны. С другой – потенциальные возможности его применения и в самом областном центре и во всем регионе тоже огромны. И для того, чтобы эти возможности стали реальными, нужна лишь политическая воля властей и согласованность в действиях всех заинтересованных сторон.
  В настоящее время в Запорожье разрабатывается очередная масштабная природоохранная программа. Хотелось бы надеяться, что еще на стадии разработки, до ее утверждения облсоветом, все вышеназванные вопросы будут урегулированы и учтены. И ценное сырье будет использовано с толком вместо того, чтобы лежать мертвым грузом на полигонах и засорять окружающую среду города.
Газета МИГ

Комментариев нет:

Отправить комментарий